Творческие игры с водой и крупами
Развитие движений рук у ребенка является одним из основных условий и показателей своевременного физического и нервно – психического развития. Игры и упражнения по развитию ручной умелости вызывают у детей интерес к окружающему миру, создают положительные эмоции, развивают зрительно – двигательную координацию, концентрацию внимания, силу воли, творческие способности, помогают научиться пользоваться различными бытовыми предметами и простейшими орудиями. Вот почему педагоги часто используют в своей работе с детьми игры с палочками, пуговицами, мозаики, шнуровки. Опыт взаимодействия с детьми с проблемами физического и психического развития показал, что необходимо шире использовать в повседневной жизни игры и упражнения с водой и крупами. Эти игры непродолжительны по времени, а дети успевают получить от участия в них огромное удовольствие. С помощью таких игр кисти рук приобретают хорошую подвижность, точность, гибкость, исчезает скованность мышц, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Играя и манипулируя с крупами, ребенок вынужден использовать обе руки, что в свою очередь влияет на развитие обоих полушарий головного мозг.
Наш опыт свидетельствует, что в такие игры полезно играть как в детском саду под руководством воспитателя, так и дома, когда мама занята на кухне приготовлением пищи, а малыш рядом с ней экспериментирует с этими материалами. Важным условием при организации таких игровых упражнений в семье является непременное выполнение взрослыми правила: ребенок должен видеть и осознавать, что взрослому интересно наблюдать за ходом и результатом его действий.
Игры с водой
Игры с крупами
Игры с водой
1. Игра «Тонет – не тонет».
Нужно подготовить несколько небольших предметов, выполненных из различных материалов: металла, дерева, стекла. пластмассы, бумаги, и спросить ребенка, какие из них опустятся на дно, а какие останутся на поверхности воды, если их бросить в емкость с водой. Предложить опытным путем проверить свои догадки.
2. Игра «Оттенки одного цвета».
Обычную воду из-под крана разлить по разным емкостям и с помощью краски одного цвета предложить попытаться получить ее оттенки.
3. Игра «Есть цель».
Предложить ребенку дуть на легкие предметы (шарик от пинг-понга, бумажную лодочку, лист растения), плавающие в емкости с водой, продвигая их к намеченной цели;
4. Игра «Переливания».
Предложить ребенку переливать воду в сосуды разные по своей форме и величине.
5. Игра «Вей, ветерок».
Дать задание детям подуть на воду так, чтоб появились волны: сначала небольшая рябь, затем более высокие волны, а потом – буря.
6. Игра «Ладошки».
Предложить ребенку набрать воду в ладони и стараться удержать ее как можно дольше.
7. Игра «Гонки цветных капель».
Оборудование: листы бумаги, трубочки для коктейля, жидкая краска.
Для этой игры поставьте на бумаге крупные цветные капли (желательно разного цвета) по количеству игроков. Эти капли расположите на одной стартовой линии и каждого играющего снабдите трубочкой для коктейля. С помощью этих трубочек нужно дуть на свою каплю и гнать ее вперед.
8. Игра «Бульканье».
Малыш сидит, перед ним – стакан или бутылка с водой, в которую вставлена трубочка для коктейля. Нужно дуть в стакан, через трубочку создавая бурлящие воздушные пузыри.
9. Игра «Мыльные пузыри».
Эта игра известна всем и всегда пользуется популярностью среди детей. Приготовьте мыльный раствор, дайте ребенку соломинки для коктейля или магазинные приспособления для выдувания пузырей и предложите с вами посоревноваться: чей пузырь дольше не лопнет.
10. Игра «Музыка в стакане»
Если налить в стаканы разное количество воды, то можно предложить ребенку сыграть знакомую мелодию, постукивая по стаканам ложками, вилками, карандашами.
11. Игра «Соревнование».
Оборудование: пластиковые стаканы и столовые ложки по количеству участников, кубик с точками.
Для этой игры каждому участнику понадобится ложка, с помощью которой нужно будет наполнить стакан водой до краев. Участники по одному бросают кубик и наполняют стакан таким количеством ложек воды, которое указано на верхней грани кубика.
12. Игра «Попробуй, поймай».
Предложите ребенку при помощи двух трубочек для коктейля или китайских палочек для еды выловить предметы, плавающие в стакане.
13. Игра «Рожицы».
Через стакан с водой или банку пусть дети показывают друг другу смешные рожицы.
14. Игра «Монетка в стакане».
Нужно опустить в стакан с водой монетку, а затем предложите ребенку постараться и бросить вторую сверху так, чтобы она упала точно на первую.
15. Игра «Волшебная губка».
С помощью губки можно проводить соревнования по наполнению и убиранию воды из стакана, для этого нужно впитывать и выжимать ею воду.
16. Игра «Блестки в воде»
Возьмите баночку с блесками из фольги (можно нарезать их самостоятельно из новогодней мишуры и дождика) и добавьте их в небольшую бутылочку или баночку с водой. Затем плотно закрутите емкость крышкой. Дополнительно можно приклеить на дно банки игрушки из шоколадных яиц. Так у ребенка появится новая игрушка, где блестки будут имитировать снег.
17. Игра «Кап, кап»
У этой игры много вариантов. Вот некоторые из них:
С помощью пипетки и цветной воды прокладываем дорожки в любом направлении:
Нарисуйте на листке несложный рисунок и попросите ребенка раскрасить его с помощью разноцветных капелек:
Разделите фломастером лист на две или несколько частей и предложите ребенку заполнить эти части капельками разного цвета:
Нарисуйте геометрическую фигуру или предмет и попросите ребенка украсить капельками контур этой фигуры:
Нарисуйте геометрическую фигуру или предмет и попросите ребенка заполнить капельками саму фигуру:
Нарисуйте геометрическую фигуру или предмет и попросите ребенка теперь заполнить капельками фон вокруг фигуры, оставив ее белой:
Нарисуйте дорожки разных форм и предложите ребенку заполнить их капельками;
18. Игра «Необычные рисунки»
Налейте на лист бумаги немного воды и дайте задание ребенку подуть на нее через трубочку для коктейля – получатся необычные рисунки.
19. Игра «Жучки - паучки»
На лист бумаги капните несколько цветных капель и предложите ребенку с помощью трубочки для коктейля каждую каплю раздуть в разные стороны.
Игры с крупами
Игры с крупами могут проводится только под контролем взрослого!
1. Игра «Дорожки».
Возьмите яркий поднос и тонким слоем равномерно рассыпьте по нему любую мелкую крупу: пшено, рис, ячку, манку.
Предложите ребенку провести пальчиком по рассыпанной крупе так, чтобы осталась чистая дорожка. Такие дорожки можно использовать для игр с мелкими игрушками.
Фото. Дорожка.
Фото. Дорожка может быть и такой.
2. Игра «Чтобы было чисто».
Насыпьте горкой мелкую крупу и предложите ребенку собрать ее в пакет с помощью ложки или другого приспособления на ваше усмотрение.
3. Игра «Игрушки – погремушки».
Вместе с ребенком изготовьте погремушки из любых пластмассовых емкостей, наполнив их сыпучими веществами.
4. Игра «Золушка».
Для этой игры заранее смешивают, например горох с бобами или гречу с фасолью, затем дают поручение ребенку отделить одно от другого.
5. Игра Пересыпание».
Предложите ребенку рассыпать имеющуюся крупу в разные емкости. А чем он будет пользоваться при этом, пусть решит сам.
6. Игра «Волшебное стеклышко».
Приготовьте разные сыпучие продукты для рассматривания их под увеличительным стеклом. Обратите внимание ребенка на различную структуру и текстуру круп и сыпучих продуктов (семян подсолнечника, чая, вермишели, зерен кофе).
7. Игра « Секрет».
Насыпьте в миску крупу и спрячьте в ней несколько мелких предметов, предложить ребенку отыскать их. В дальнейшем можно усложнить задание, введя ограничение поиска по времени: 10 сек или предложив искать и извлекать предметы при помощи палочек для еды.
8. Игра «Отпечаток».
Если намочить ладошку и положить ее на мелкую крупу, рассыпанную тонким слоем, то крупа прилипнет к ладошке, а на месте насыпанной крупы останется отпечаток. Сделайте вместе с ребенком отпечатки знакомых предметов: ножа, ложки, чашки, солонки. А затем предложите ему догадаться, какой предмет оставил новый отпечаток.
Фото. Загадка: какой столовый предмет оставил такой отпечаток?
Варианты ответов:
9. Игра «Каша».
Нужно в прозрачный сосуд с водой понемногу добавлять крупу и помешивать ложечкой. Чтобы ребенку было интереснее наблюдать за этим процессом, лучше по очереди использовать разную крупу.
10 . Игра «Рисунок»
Предложите ребенку проявить творчество и изобразить с помощью рассыпанной крупы разные узоры, например волну, спираль, знакомую букву или цифру, домик, рожицу и т.д.
Некоторые варианты таких работ представлены на фотографиях, выполненных автором статьи.